Вопросы и ответы

На этой странице вы найдете ответы на наиболее популярные вопросы, которые касаются расчетных счетов и онлайн-касс. Благодаря им вы сможете понять особенности этих предложений и более эффективно пользоваться ими. Список вопросов и ответов будет регулярно пополняться.

Расчетные счета

Что такое расчетный счет?

Расчетный счет – это банковский счет, предназначенный для ведения предпринимательской деятельности. Он позволяет хранить деньги бизнеса (уставный капитал, выручку и другие), рассчитываться с контрагентами и клиентами, оплачивать товары и услуги, платить налоги, сборы и зарплату. Расчетный счет могут иметь как юридические лица, так и официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

Кому необходим расчетный счет?

Расчетный счет необходим предпринимателям в любой организационно-правовой форме – как ИП, так и юридическим лицам, а также некоммерческим организациям. Счет нужен им для ведения деятельности и уплаты налогов. Также такой счет нужен лицу, занимающемуся в установленном законом порядке частной практикой – к такой категории относятся нотариусы и адвокаты. Самозанятому человеку расчетный счет не требуется.

Может ли предприниматель работать без расчетного счета?

Индивидуальный предприниматель имеет право работать без расчетного счета – он может вести все операции и платить налоги наличными. Однако, работать с финансами бизнеса в безналичной форме проще, чем в наличной. На сделки наличными накладываются ограничение – не более 100 000 рублей по одному договору. Кроме того, многие банки запрещают использовать личные счета и карты для предпринимательства.

Для юридического лица наличие счета – это обязательное требование. На этот счет должен быть зачислен уставный капитал после регистрации.

В какой валюте можно открыть расчетный счет?

Первый расчетный счет для предпринимателя, зарегистрированного в РФ, российские банки открывают в рублях. Также вы можете открывать дополнительные счета в иностранных валютах – например, в долларах США или евро. Такие счета вам понадобятся для работы с иностранными контрагентами.

Когда нужно открыть расчетный счет после регистрации бизнеса?

Законы не устанавливают четких сроков на открытие расчетного счета. Вы сможете сделать это в любое время после регистрации бизнеса. Но чем скорее вы откроете расчетный счет, тем раньше вы сможете проводить операции без ограничений и пользоваться услугами банка. Юридическому лицу желательно открыть счет сразу после регистрации, а ИП может сделать это позже.

Как выбрать банк и тариф для открытия счета?

При выборе банка для открытием счета, прежде всего, следует обращать внимание на:

  • Стоимость открытия, обслуживания и платежных поручений – как правило, у бесплатных или недорогих тарифов платежи стоят дороже, чем у предложений с высокой платой за обслуживание
  • Размеры комиссий за переводы физическим лицам, пополнение счета и вывод наличных
  • Длительность и порядок отсчета операционного дня — периода, в течение которого вы можете отправлять платежи и взаимодействовать с банком
  • Доступные инструменты для дистанционного управления счетом, их требования и способы доступа к ним
  • Наличие у банка дополнительных услуг для бизнеса – зарплатного проекта, корпоративных карт, кредитов, гарантий и других, а также их условия и тарифы
  • Показатели надежности банка, упоминания о нем в СМИ, рейтинги и отзывы клиентов

Как происходит открытие расчетного счета?

Чтобы открыть расчетный счет, нужно отправить заявку, подготовить и передать документы, дождаться решения банка, подписать договор расчетно-кассового обслуживания и получить реквизиты. Многие банки позволяют оформить заявку и отправить документы онлайн через официальный сайт. На рассмотрение ваших данных у банка уходит от нескольких часов до 3-5 рабочих дней. Подписать договор можно в любом удобном отделении или через специалиста, который приедет к вам на дом или в офис.

Какие документы необходимы для открытия счета?

Состав пакета документов зависит от требований банка и формы регистрации бизнеса. Индивидуальному предпринимателю потребуются паспорт, выписка из ЕГРИП, свидетельство ИНН, документы о лицензиях и о постановке на учет в Росстате. Юридическому лицу нужно предоставить устав, протокол или решение об учреждении, выписку из ЕГРЮЛ, приказ о назначении руководителя и свидетельство ИНН. Также может потребоваться карточка с образцами подписей лиц, имеющих право действовать от имени ИП или компании (например, учредителей), и паспорта этих лиц.

Можно ли открыть расчетный счет полностью онлайн?

Для оформления счета вам потребуется подписать договор с банком в его отделении или через выездного специалиста. Поэтому полностью онлайн открыть счет нельзя. Однако, некоторые банки выдают своим клиентам реквизиты перед заключением договора. Вы сможете вписывать эти реквизиты в документы и отправлять контрагента, но полный доступ к счету у вас появится только после завершения его оформления.

Обязательно ли подавать заявку на открытие счета лично?

Если вы по какой-то причине не можете оформить счет лично, то эту задачу можно поручить представителю. Для этого ему будет необходима доверенность – документ, дающий право на действия от вашего имени. Доверенность оформляется в свободной форме и заверяется нотариусом.

Может ли банк отказать в открытии счета?

Банк может отказать в открытии счета, если вы неправильно заполнили заявку, предоставили не все документы или не соответствуете его требованиям. В этом случае попробуйте отправить заявку заново или обратиться в другую организацию. Также банк может отказать в открытии счета, если ИП или компания имеет признаки сомнительной (например, регистрацию по массовому адресу или фиктивное руководство), или если руководитель или учредитель бизнеса находится в черном списке клиентов.

Сколько счетов может иметь один предприниматель?

Вы имеете право открыть неограниченное количество счетов в любых банках и валютах. Так вы можете воспользоваться одновременно услугами несколько банков: например, в одном подключить зарплатный проект, в другом проводить валютные сделки, в третьем оформлять кредиты. Кроме того, у вас будет запасной вариант на случай, если один из счетов заблокируют или в одном из банков начнутся проблемы.

Нужно ли предупреждать налоговую инспекцию об открытии счета?

Большинство крупных банков сами сообщают налоговой службе, пенсионному фонду и другим органам об открытии нового расчетного счета. В противном случае, вам нужно будет уведомить эти органы самому. Заранее уточните у банка, сообщает ли он об открытии счета в ФНС.

Нужно ли открывать отдельные счета для филиалов и представительств?

Открывать отдельный счет для обособленного подразделения не обязательно. Однако, это стоит сделать, чтобы разграничить денежные потоки и упростить учет. Процесс оформления счета для филиала – тот же, что и для основной организации. Вам нужно будет выбрать тариф РКО, подготовить пакет документов и подписать договор.

Почему банк может заблокировать расчетный счет?

Наиболее частая причина – подозрения в незаконных операциях или отмывании денег. Они могут возникнуть, если:

  • Размер уплаченных налогов составил менее одного процента от оборота
  • Назначение платежей не соответствует видам деятельности
  • Со счета часто снимаются наличные, в том числе сразу после поступления денег
  • Предприниматель работает с подозрительными контрагентами и лицами, которые подозреваются или обвиняются в нарушении законов
  • Предприниматель не сдает бухгалтерскую отчетность или сообщает в ней неверные сведения
  • Счет часто используется как транзитный – через него переводятся деньги с одного счета на другое

Также банк может заблокировать счет при неуплате налогов или нарушении условий его использования.

Что такое клиент-банк и чем он отличается от интернет-банка?

Это программа или набор программ, с помощью которых обеспечивается доступ к счетам пользователя в банке и операциям с ними. Как правило, клиент-банк надежнее и безопаснее, чем интернет-банк, поэтому такие системы часто используются для управления счетами для бизнеса. Некоторые банки позволяют выбрать систему доступа к счетам и управления ими. Если вы будете использовать клиент-банк – заранее уточните системные требования и изучите руководство пользователя.

Нужен ли расчетный счет предпринимателю с нулевыми оборотами?

Даже если вы не имеете доходов и расходов, и сдаете нулевую отчетность в ФНС и фонды, вам все еще нужно иметь расчетный счет. По информации об этом счете налоговая служба может проверить, действительно ли у вас отсутствуют обороты. Если вы ООО, то вам нужно будет также отчитываться о состоянии уставного капитала. Некоторые банки предлагают тарифы РКО с бесплатным обслуживанием или не взимают комиссию при отсутствии оборотов – они подойдут тем, кто не ведет деятельность.

Исключением являются некоммерческие организации: они могут не открывать счет, если не ведут никакой деятельности, не имеют работников и сдают нулевую отчетность.

Можно ли закрыть расчетный счет?

Вы имеете право в любое время закрыть расчетный счет, даже если он был заблокирован банком. Для этого нужно направить в банк соответствующее заявление и, если требуется, расторгнуть договор РКО. Деньги, которые оставались на счету, можно вывести наличными или перевести в другой банк. Платежи, которые были отправлены по реквизитам закрытого счета, будут возвращены отправителям.

Онлайн-кассы

Что такое онлайн-касса?

Так неофициально называются кассовые аппараты, которые были введены поправками в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», вступившими в силу в 2016 году. Такая касса в режиме онлайн отправляет данные о совершенных покупок в налоговую службу через оператора фискальных данных. С помощью введения новых устройств государство планирует сделать торговлю более прозрачной, упростить процесс взаимодействия с ФНС и уменьшить количество бумажной работы.

Чем онлайн-касса отличается от устройств старого образца?

Для работы кассового аппарата нового типа теперь требуется наличие постоянного интернет-соединения. Для защищенного хранения данных об операциях она использует фискальный накопитель вместо старой ЭКЛЗ. Онлайн-касса может выдавать как бумажные, так и электронные чеки – во втором случае покупатели получат их в SMS или на электронную почту. Она позволяет использовать безналичную оплату и может работать с ЕГАИС.

Кто должен использовать онлайн-кассу?

Использовать онлайн кассы должны любые предприятия, которые работают в розничной торговле или сфере услуг, независимо от формы организации (ИП или юридическое лицо) или налогообложения (ОСНО, УСН, ПСН, ЕНВД). Требованиям 54-ФЗ также подчиняются интернет-магазины и те, кто использует торговые автоматы (кроме механических устройств, продающих товары дешевле 100 рублей).

Кто имеет право не использовать онлайн-кассы?

Некоторые магазины и торговые точки освобождаются от новых требований 54-ФЗ. К ним относятся:

  • Газетные киоски с оборотом прессы более 50%
  • Городской общественный транспорт
  • Столовые в учебных заведениях и аптечные пункты в больницах и поликлиниках
  • Пункты мелкого бытового обслуживания (ремонт одежды, изготовление ключей и подобные)
  • Сезонные развалы овощей и фруктов
  • Рынки, ярмарки и лотки без отдельных помещений
  • Пункты приема утильсырья, в том числе стеклотары
  • Продавцы мороженого и безалкогольных напитков (в том числе кваса и молока) на разлив
  • Любые магазины в труднодоступных регионах

Как выбрать онлайн-кассу для своего магазина?

При выборе онлайн-кассы обращайте внимание на следующие параметры:

  • Тип аппарата – автономная касса, смарт-терминал (касса со встроенным планшетом) или фискальный регистратор (устройство для печати чеков, которое можно подключить к компьютеру или планшету)
  • Форму исполнения – стационарную или мобильную
  • Технические характеристики – размер внутренней памяти, скорость печати чеков, емкость аккумуляторов (если касса мобильная)  и другие
  • Способ подключения к сети – проводной или беспроводной (Wi-Fi, 3G, 4G)
  • Поддержку подключаемых устройств – сканера штрих-кодов, внешнего принтера чеков, терминала безналичной оплаты и других
  • Наличие совместимости с популярными системами товарного и складского учета
  • Если вы будете продавать алкоголь – наличие совместимости с ЕГАИС
  • Дополнительные услуги и опции, которые входят в комплект (фискальный накопитель, договор с ОФД, программы для работы с кассой и другие)

Как правильно подключить онлайн-кассу?

Чтобы начать работу с новой кассой, нужно:

  • Заключить договор с оператором фискальных данных
  • Подключить устройство к интернету
  • Зарегистрировать кассу в ФНС – лично или через личный кабинет налогоплательщика (во втором случае потребуется электронная подпись)
  • Фискализировать кассу с помощью данных, которые вы получите в ФНС и у ОФД
  • Ввести данные из отчета после фискализации в форме регистрации на сайте ФНС
  • Сообщить регистрационные данные кассы в ОФД
  • Настроить ПО кассы и базу товаров

Сколько времени нужно хранить фискальный накопитель?

Фискальный накопитель выпускается со сроком службы от 13 до 36 месяцев. После того, как он отработает этот срок, его необходимо хранить в течение пяти лет.

Нужно ли теперь заключать договор с центром технического обслуживания?

Если раньше наличие договора с ЦТО было обязательным условием при установке кассы, то сейчас его наличие становится добровольным. Тем не менее, мы советуем вам заранее выбрать подходящий ЦТО на случай, если вам потребуется перенастроить или отремонтировать кассу.

Нужна ли онлайн-касса интернет-магазину?

Интернет-магазины, как и торговые точки в офлайне, также подчиняются новым требованиям 54-ФЗ. Они обязаны отправлять данные об оформленных покупках в ОФД и ФНС, и выдавать своим клиентам чеки – следовательно, все операции они теперь должны проводить через онлайн-кассу. Некоторые системы интернет-эквайринга могут сами фискализировать информацию – тогда наличие отдельного кассового аппарата не потребуется. Исключением стали магазины, которые принимают оплату банковским переводом по счету или квитанции.

Можно ли обновить старый кассовый аппарат вместо того, чтобы покупать новый?

Некоторые производители кассовой техники позволяют обновить старые кассовые аппараты для их соответствия новым требованиям. Вы можете сделать это сами, докупив необходимое оборудование, или обратиться в сервисный центр. Узнать, можно ли обновить ваш кассовый аппарат, вы можете у выпустившей его компании.

Какой необходим интернет для работы онлайн-кассы?

Интернет должен быть достаточно стабильным, чтобы отправлять фискальные данные можно было без перебоев. Скорость соединения и метод подключения к сети, как правило, значения не имеют. Если интернет у вас работает нестабильно – заведите запасное подключение на случай проблем с основным.

При длительном отсутствии подключения фискальный накопитель сможет накапливать данные в течение 30 дней. Если связь не восстановится, то он заблокируется.