Определение и учет основных средств

Основные средства – бухгалтерская категория, в рамках которой предприятие накапливает и использует в своём учёте сведения об объектах материального мира, принимающих непосредственное участие в процессе производства товаров/услуг этим субъектом хозяйствования.

Основные средства (ОС) – бухгалтерская категория, в рамках которой предприятие накапливает и использует в своем учете сведения об объектах материального мира, принимающих непосредственное участие в процессе производства товаров/услуг этим субъектом хозяйствования. У ОС есть ряд определяющих признаков, отличающих их от остальных производственных активов, а также ряд учетных особенностей, благодаря которым предприятие может самостоятельно регулировать себестоимость продаж своего продукта, свою производительность и прибыльность.

Понятие и систематика

В российском правовом поле нет сформулированного понятия основных средств предприятия, но зато есть признаки, по которым учетчик имеет возможность определить, относится ли имеющийся актив к ОС или нет. Эти признаки зафиксированы в п. 4 ПБУ №6\01. Итак, к категории ОС относятся активы, которые:

  • используются субъектом хозяйствования в производстве продукта (в том числе и для нужд управления предприятием) и подлежат передаче в аренду;
  • приобретаются не с целью дальнейшей продажи (если предприятие купило коммерческую недвижимость, в течение полутора лет искало покупателя и через два года продало, то такой объект не может числиться как ОС);
  • стоимость их приобретения – более 40 тыс. рублей;
  • срок их полезного использования – более года и более одного производственного цикла (два этих условия должны выполняться одновременно).

Если объект отвечает всем перечисленным требованиям, то он может быть отражен в учете, как ОС.

Что относится к основным средствам

Фактически все ОС являются активными основными средствами. Степень их использования может сказаться только на периоде физического и морального износа.

Чаще всего к ОС относят:

  • здания, сооружения и земельные участки;
  • станки и производственное оборудование;
  • вычислительную и измерительную технику;
  • автотранспорт, скот, многолетние насаждения;
  • работы по реконструкции и модернизации уже имеющихся ОС.

Каждое ОС учитывается отдельно под своим инвентарным номером и на своей инвентарной карточке. Этот номер присваивается при введении в эксплуатацию и указывается в соответствующем акте. ОС как инвентарный объект – всегда целостный актив. Это значит, что если у предприятия есть производственное здание, то как инвентарный объект числится именно здание, а не его комнаты или другие составляющие. Полезно прочитать, как осуществляется проведение инвентаризации основных и оборотных средств.

Исключения составляют те объекты, которые состоят из частей с разным сроком полезного использования. Например, принтер и невозобновляемые картриджи к нему. Сам принтер должен числиться как ОС, а картриджи – как расходные материалы.

Полезно прочитать, как определить чистую прибыль предприятия. Формулы и факторный анализ показателей.

Подробно о том, как производится расчет амортизации.

Основные этапы учета

Весь учет ОС ведется по инвентарным карточкам. В них вносится информация о поступлении, убытии, переоценке и использовании основных средств.

Основные источники появления ОС на предприятии:

  • платное приобретение (покупка, бартер и т. д.);
  • собственное строительство или создание;
  • приватизация или иное бесплатное приобретение в собственность.

Предприятие включает в ОС только те активы, которые являются его собственностью (полной или долевой). Если предприятие владеет на праве собственности только частью актива, то в инвентарной карточке указывается эта часть. Например, 0,5 участка земли общей площадью 0,23 га. Сведения о частях берутся из правоустанавливающих документов.

Источниками формирования основных средств могут быть любые собственные или заемные средства. В учете предприятия должно прослеживаться, откуда взялись средства на формирование того или иного ОС. Если актив возник «из ниоткуда», то фискальные органы предъявят администрации предприятия массу претензий. Полезно прочитать, как часто и на каком основании проводится налоговая проверка ИП.

В инвентарной карточке, соответственно, и в учете обязательно указывается первоначальная стоимость ОС. Это сумма, которую хозяйствующий субъект потратил с целью приобретения, создания и монтажа актива. Если ОС перешло в собственность компании безвозмездно, то в инвентарной карточке указывается текущая рыночная стоимость аналогичного объекта.

В конце календарного года предприятие имеет право осуществлять переоценку основных средств (дооценку или уценку), максимально приближая ее к рыночной стоимости.

В случае реконструкций и улучшений фондов, имеющихся в учете, эти работы также зачисляются на их удорожание. Полезно узнать, для чего необходим анализ расходов предприятия и как он проводится.

Убытие ОС из учета производится в случаях продажи, гибели, ликвидации, списания или передачи безвозмездно в собственность третьих лиц. Для списания ОС создается специальная комиссия, по результатам работы которой руководство издает приказ о списании.

Порядок амортизации

Амортизация – операция, которая позволяет поэтапно учесть в себестоимости продукта стоимость всех производственных активов, участвовавших в его создании. Амортизации подлежат только основные средства. Сумма амортизационных отчислений может отражаться предприятием в составе его расходов в целях налогового учета и формирования налога на прибыль.

Налоговая амортизация основных средств может начисляться одним из двух способов.

Суть первого способа (нелинейного) в том, что каждый отчетный период (ежемесячно) предприятие имеет право амортизировать на процент, установленный для той группы, к которой этот объект относится.

Линейный способ предусматривает определение коэффициента (К = 1/срок полезного использования×100%) для каждого ОС или для группы однородных основных средств и помесячное уменьшение стоимости объекта на этот коэффициент.

Выбор метода начисления амортизации во многом зависит от того вида продукта, который производит предприятие. Наиболее часто используемый в РФ метод – линейная амортизация.

Не нужно путать такие понятия, как износ и амортизация. Износ – уменьшение стоимости объекта из-за его физического и/или морального износа, а амортизация – перенос первоначальной стоимости ОС на себестоимость произведенного продукта.

Сумма списаний на износ зависит от вида износа основных средств (физического или морального) и рассчитывается по специальным формулам.

В видео – информация об учете износа: 

Уровни контроля

Есть два уровня контроля основных средств – внутренний и внешний.

Задача внутреннего контроля – определять наличие, состояние и стоимость имеющихся ОС, их экономическую отдачу, необходимость модернизации и контролировать правильность использования и т. д.

Внешний контроль – фискальные проверки. Поскольку учетная группа ОС значительно влияет на все экономические категории хозяйствования предпринимательского субъекта (себестоимость, доходы, расходы, прибыль и т. д.) и участвует в формировании налогооблагаемой прибыли, то ФНС всегда очень внимательно изучает следующие моменты учета основных средств:

  • даты поступления и введения в эксплуатацию;
  • первоначальную стоимость;
  • включение в определенную группу для определения коэффициента амортизации;
  • основания для переоценки;
  • списание на износ.

В том случае если контролирующие органы устанавливают, что субъект предпринимательства завысил свои расходы, неправильно определил себестоимость или амортизировал те активы, которые не амортизируются, то к такому налогоплательщику могут быть применены штрафные санкции.

Полезно прочитать, какие методы оптимизации налогообложения можно использовать по закону.

На заметку предпринимателям: штрафы за неуплату налогов и меры ответственности, применяемые к нарушителям.

Все о том, что проверяет Роспотребнадзор. Объем полномочий органа исполнительной власти в отношении субъектов малого бизнеса.

Заключение

Учет основных средств – не самая сложная задача для бухгалтера, но одна из самых ответственных. Сегодня программное обеспечение позволяет автоматически формировать инвентарные карточки и включает в эти карточки всю необходимую информацию. Но для формирования правильного учета предприятие должно много внимания уделять первичным документам (накладным, актам и т. д.), на основании которых ОС принимается в учет, модернизируется и выбывает из учета.

Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (267 оценок, среднее: 4,8 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить отзыв

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: