Формирование расходов предприятия

Чтобы грамотно определить и распланировать затраты компании, предприниматель должен досконально знать весь процесс производства и реализации товара/услуги на собственной фирме. Такая осведомлённость позволит своевременно скорректировать себестоимость продукта, правильно отразить расходы в бухгалтерском и налоговом учёте и заплатить справедливую сумму налога на прибыль.

Расходы предприятия − денежные траты, которые субъект хозяйствования осуществляет в отчетном периоде. В зависимости от назначения расходов, они могут быть как связанные с предпринимательской деятельностью − производственные, так и не связанные − внереализационные. Внереализационные расходы могут осуществляться за счет прибыли и не учитываются при определении себестоимости продукта фирмы. А те затраты, которые предприятие направило на обеспечение производственного процесса, подлежат тщательному учету и документальному подтверждению. Их необходимо знать при определении стоимости товаров/услуг, и за их счет уменьшаются обязательства предпринимателя по налогу на прибыль.

Какие бывают затраты

Каждая компания реального сектора экономики в своей повседневной деятельности решает задачи, связанные с производством товаров/услуг и с их реализацией. Решение этих задач невозможно без денежных вложений − расходов. Государственная налоговая политика построена таким образом, чтобы фирмы могли из суммы общего дохода вычесть сумму расходов, понесенных для получения такого дохода, и предъявить к налогообложению только разницу между доходом и расходом. Полезно прочитать про подоходный налог ИП.

На практике это выглядит следующим образом. Общий доход компании за месяц − 800 тыс. рублей, 500 тыс. рублей − общая сумма хозяйственных расходов за месяц. К налогообложению предприятие предъявляет только 300 тыс. рублей.

В связи с влиянием хозяйственных расходов и затрат предприятия  на сумму налогов, которые оно платит, государственные фискальные органы тщательно следят за тем, что субъект хозяйствования включает в затраты.

Виды расходов предприятия

В хозяйственные затраты разрешается включать следующие виды расходов предприятия:

  • на производство товаров/услуг;
  • на ремонт и поддержание в исправном состоянии материальной базы;
  • на закупку сырья;
  • на оплату труда;
  • на оплату мероприятий по продвижению и реализации товаров/услуг.

Не подлежат включению в расходную часть деньги, которые проходят по счетам предприятия транзитом, средства, переданные в кредит, авансы, закупка и введение в эксплуатацию ОС (основных средств).

Условия правомерности затрат

Расходы предприятия считаются правомерными, если они осуществляются с соблюдением следующих условий:

  • они целесообразны (например, если парикмахерская приобретет услуги ремонта грузового автомобиля, то у налогового органа в любом случае возникнет вопрос о правомерности таких затрат);
  • рациональны (если предприятие делает приобретения по ценам, которые гораздо выше рыночных, то также возникнет вопрос о том, могут быть учтены такие расходы в налоговом учете, или нет);
  • затраты должны согласовываться с реальной деятельностью (если предприятие, у которого нет зерна, оплачивает хранение какого-то зерна на зерноскладе, то такие затраты налоговая служба в учет не возьмет).

Наращивание фиктивных затрат с целью ухода от налогообложения − одна из самых популярных схем минимизации налога на прибыль. Но если при налоговой проверке предприниматель не сможет доказать правомерность, обоснованность и реальность затратных операций, то, вероятнее всего, фискальные органы исключат эти сделки из валового расхода и доначислят налог на прибыль вместе со штрафными санкциями.

К каким издержкам у налоговой службы претензий нет:

  • на оплату коммунальных услуг, аренду, оплату труда персонала и т. п.;
  • на операции, целесообразность которых отражена в учете (фирма приобрела станки по 10 тыс. рублей, продала по 12 тыс. рублей, расход в 10 тыс. за станок считается обоснованным и доказанным);
  • затраты на обслуживание и ремонт материально-технической базы и т. д.

И не следует забывать, что все затраты должны иметь документальное подтверждение. Это еще одно обязательное условие правомерности расходов.

Какими документами подтверждаются затраты

Реальность и обоснованность затрат подтверждается первичными документами. Требования к первичным документам определены в ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». В соответствии с этой нормой, для подтверждения расходов предприниматель обязан предоставить:

  • договор, в котором согласовано наименование приобретаемых товаров/услуг, их количество и стоимость (если производится единичная покупка, то достаточно накладной на приемку товара);
  • документы на приемку товаров/услуг (накладные, акты приема-передачи и т. д.);
  • платежные поручения на оплату (выписки банка).

Акт приёма-передачи - документ, подтверждающий расходы

В учете фирмы должны быть документы, подтверждающие реальность этой операции. Так, если предприятие приобрело две тонны сахара, но ни в договоре на поставку, ни в других документах не отражено, каким образом этот сахар доставлялся к месту назначения, то у фискальных органов возникнет вопрос о реальности этой операции. А вот если в учете есть договор перевозки двух тонн сахара либо же продавец в договоре поставки указал, что сахар доставляется транспортом и за счет продавца, то вопросов о реальности сделки ни у кого не возникнет.

Распределение расходов

Управление доходами и расходами предприятия − основная задача экономиста на предприятии. Но небольшие фирмы редко могут позволить себе такого специалиста, поэтому администрация должна уметь самостоятельно планировать расходы предприятия. Основная цель планирования расходов − формирование такого уровня себестоимости товаров/услуг предприятия, при котором их производство будет экономически выгодным.

То есть, если предприятие потратит на производство единицы товара 10 рублей, и при этом рыночная стоимость аналогичного продукта составляет 11 рублей, то, очевидно, что такое производство бизнесу невыгодно.

Анализ расходов предприятия проводится по следующим параметрам деятельности фирмы:

  • планируемый объем производства;
  • материально-техническая база (нужен ли ее ремонт или модернизация);
  • запасы (есть ли необходимость докупать сырье);
  • трудовые ресурсы (нужно ли дополнительно привлекать специалистов или, наоборот, сохранять какие-то должности нецелесообразно);
  • удаленность поставщиков (дополнительные транспортные расходы);
  • возможность удешевления/удорожания материалов и т. д.

Фактически весь производственный процесс разбирается на составляющие части, и каждая деталь оценивается на эффективность и возможность оптимизации.

Планирование затрат начинается с определения переменных и постоянных расходов предприятия. При формировании себестоимости продукта в первую очередь корректируются переменные затраты, и если этот метод не дает положительного экономического эффекта, то корректируются постоянные (оплата труда, аренда производственных помещений и т. д.).

В видео представлена информация о постоянных и переменных издержках:

Заключение

Чтобы грамотно определить и распланировать затраты компании, предприниматель должен досконально знать весь процесс производства и реализации товара/услуги на собственной фирме. Такая осведомленность позволит своевременно скорректировать себестоимость продукта, правильно отразить расходы в бухгалтерском и налоговом учете и заплатить справедливую сумму налога на прибыль.

Оцените статью:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (293 оценок, среднее: 4,7 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить отзыв

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: