Как построить бизнес-модель «Канвас»

Бизнес-модель «Канвас» – трафарет для структурирования бизнес-информации в систему взаимосвязанных блоков. Фактически это инструмент визуализации бизнес-идеи, который используется для анализа и контроля ситуации, а также для презентации предпринимательской идеи сотрудникам или третьим лицам.

Бизнес-модель «Канвас» – часть концепции, в рамках которой основной ориентир для предпринимателя при построении бизнеса – не продукт, а потребитель (название концепции – «customer development»). Основная задача бизнеса, нацеленного на клиента – решить какую-то проблему этого клиента и получить свою плату за работу. Альтернатива этой системе – нацеленность бизнеса на выпуск продукта. В рамках концепции важности продукта предприниматель решает выпустить на рынок товар, а потом привлекать покупателей. Анализ того, какая концепция хуже, а какая лучше, не входит в тему этой статьи, но необходимо заметить, что бизнес-идеи «customer development» в последнее время массово внедряются буквально на всех рынках. Поэтому если предприниматель планирует стартовать с собственным проектом, то сведения о построении модели «Канвас» ему просто необходимы.

Что такое бизнес-модель «Канвас» и как ею пользоваться

Бизнес-модель «Канвас» – трафарет для структурирования бизнес-информации в систему взаимосвязанных блоков. Фактически это инструмент визуализации бизнес-идеи, который используется для анализа и контроля ситуации, а также для презентации предпринимательской идеи сотрудникам или третьим лицам.

Шаблон канвы был разработан в 2010 году швейцарским бизнес-аналитиком Остервальдом, и с того времени он применяется под названием «business model Canvas».

Чтобы заполнить канву бизнес-модели, предпринимателю необходимо последовательно ответить на пять основных вопросов:

  • кто покупатель;
  • что продаём;
  • как торгуем;
  • как формируется доход;
  • как распределяются затраты.

Односложные ответы не дадут полной картины воплощения бизнес-идеи. Поэтому в рамках предложенной канвы есть отправные точки, позволяющие максимально раскрыть содержание каждого информационного блока.

Шаблон канвы

В таблице прослеживается взаимосвязь, на базе которой можно пронумеровать инфоблоки:

  • 1 блок – характеристика сегмента потребителей;
  • 2 блок – описание проблемы клиента, которую необходимо решить (ключевая ценность);
  • 3 блок – каналы, по которым будет обеспечиваться доступ покупателей к товару;
  • 4 блок – принципы построения взаимоотношений с покупателями;
  • 5 блок – данные о формировании потоков доходов;
  • 6 блок – анализ ресурсов, необходимых для создания продукта;
  • 7 блок – характеристика действий, направленных на получение дохода;
  • 8 блок – характеристика основных партнёров;
  • 9 блок – распределение и характеристика затрат.

Взаимосвязь, приведённая выше, характерна для классической бизнес-модели «Канвас». Но это не значит, что она единственная, на сегодняшний день есть много модификаций «Канвас», которые создаются под конкретные идеи и стартапы.

Как анализировать своего клиента

Для начала необходимо выписать основные признаки своего клиента, на базе которых его можно типизировать. Блок с характеристикой клиентов может включать несколько разных типов потребителей.

Также в этом инфоблоке должны быть указаны рынки, на которые предприниматель хочет выходить со своим продуктом: массовые, отраслевые и т. д.

Конечно, сразу охватить все рынки невозможно, поэтому для начала следует сконцентрироваться на одном-двух.

Как определить потребительскую ценность своего продукта

В рамках концепции, ориентированной на потребителя, продукт должен решать проблему клиентов предприятия. Как определить эту проблему и найти её решение? Эта ключевая информация содержится во втором инфоблоке. Оцениваются такие основные параметры будущего продукта, как:

  • свежесть и актуальность идеи;
  • эффективность и полезность товара;
  • адаптивные качества и параметры взаимосвязи с сопутствующими элементами данного рынка;
  • доступность, экономичность и надёжность.

Это универсальные параметры. Для узконаправленных рынков могут применяться дополнительные оценки.

Взаимоотношения с клиентами и каналы сбыта

В этом разделе макета бизнес-модели «Канвас», предприниматель даёт характеристику путей и способов реализации продукта. Наиболее привычные для современно рынка – собственные продажи через отделы сбыта и магазины.

Для расширения рынка также может использоваться интернет-торговля, оптовая торговля, сотрудничество по партнёрским программам. Полезно прочитать про заработок на дропшиппинге.

Результат этих взаимоотношений – достижение одной из трёх целей: приобретение новых клиентов, их удержание и увеличение продаж на каждом из них. Решить сразу три этих задачи невозможно, необходимо поэтапно работать над достижением каждого промежуточного результата.

Формирование доходной части

В инфоблоке, посвящённом доходам, должны быть исследованы все возможные пути формирования финансовых потоков от клиентов в казну предприятия. Даже у обычного торгового предприятия есть ряд альтернативных возможностей для увеличения доходной части за счёт расширения бизнес-предложения.

К таким неочевидным доходам можно отнести аренду, дополнительные услуги, подписку, посредничество. Каждый вид дохода должен быть в пределах инфоблока схематично конкретизирован. Кроме того, необходимо спрогнозировать процент его участия в общем объёме доходов по предприятию.

В следующем видео общая характеристика идеи:

Характеристика деятельности и необходимые ресурсы

Два блока, по которым можно будет оценить фронт предстоящих работ по созданию продукта, а также количество и стоимость ресурсов, необходимых на реализацию идеи.

Блоки заполняются исходя из иерархии: от основного бизнес-процесса к его детализации, от значительных расходов к более мелким.

Кроме финансовых ресурсов, в этом инфоблоке оцениваются интеллектуальные, трудовые и материальные вложения, которые потребуются для каждого бизнес-процесса.

Работа с партнёрами

Формирование групп ключевых партнёров для достижения поставленных целей – вот задача данного блока. Здесь указываются все те компании, услугами и товарами которых должен будет пользоваться предприниматель, чтобы создать и вывести на рынок свой продукт. Полезно прочитать, как найти партнёра для бизнеса.

Желательно в этом разделе макета указать основы стратегии работы с компаньонами, аргументы для получения выгодных контрактов и перспективных условий. Как бизнесмен будет доказывать партнёрам, что сотрудничество выгодно для всех?

Структура предполагаемых затрат

Также расписывается по иерархическому принципу. В начале идут основные издержки, далее – вспомогательные.

Кроме того, эту часть таблицы необходимо разделить на три основных графы: постоянные, периодические и разовые затраты.

Заключение

Несмотря на то что первый взгляд на шаблон-канву бизнес-модели может любого привести в лёгкое замешательство (объём информации и необходимость её структурирования кажутся тяжёлой задачей), уже на начальных этапах работы с этой бизнес-моделью становятся очевидными её плюсы и преимущества. Самостоятельно собрав информацию для всех инфоблоков и проанализировав результат, предприниматель сможет убедиться в её логичности, последовательности и большом потенциале для периодического анализа бизнес-начинания.

Оцените статью:
УжасноПлохоНормальноХорошоОтлично (5 оценок, среднее: 4,80 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Отзывов: 1
  1. Елена

    «Шаблон канвы был разработан в 2020 году..» , шаблон как минимум был разработан в 2010 году не только Остервальдером, но и его соавтором И. Пинье…

Добавить отзыв

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: